Президент АНО «ЭкспертКонтрактЦентр» А.В. Стократов выступил с докладом на окружном Антикоррупционном форуме проекта ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «ЗА честные закупки», который состоялся 17 сентября 2015 года в г.Хабаровске О нас в СМИ

IMG_2656

Добрый день, уважаемые дамы и господа!

Тема моего доклада: Специализированная организация — инструмент для предотвращения правонарушений и коррупционных действий в сфере государственных и муниципальных закупок.

Законодательство о закупках постоянно совершенствуется, на смену федерального закона от 21.07.2005г №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пришел федеральный закон от 05.04.2013г №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».  В новом законе не только сохранили, но и расширили роль специализированных организаций при проведении закупок.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию в закупках и роль специализированных организаций на сегодняшний день.

Согласно общественного мнения, сфера государственных и муниципальных закупок является наиболее благодатной средой для процветания коррупции и мздоимства чиновников. Статистические данные, которые были получены рабочей группой в ходе подготовки предложений по формированию в Российской Федерации системы «Открытое правительство» подтверждают это мнение.

Коррупция по государственным закупкам (включая муниципальные закупки) составляет 32%, согласно статистическим данным, собранным рабочей группой в ходе подготовки предложений по формированию в РФ системы «Открытое правительство».

На основании анализа обоснованных жалоб рассмотренных антимонопольной службой можно выделить основные нарушения со стороны заказчиков при проведении процедур закупок.

На следующем слайде представлены 3 направления нарушений:

  • Осуществление закупок у одного и того же поставщика
  • Завышенная НМЦК
  • Сокрытие информации по контрактам

Выделим и разберем каждое направление в отдельности на наглядных примерах.

1-1

Очевидно, что муниципальные образования предпочитают иметь дело со «своим» поставщиком. Для этой цели используются двойные стандарты на основе заложенных в документацию требований. Наиболее распространённые методы:

  • техническое задание формируется без описания четких критериев качества и места производства работ /поставки товара (обычно пишется «своим поставщиком»);
  • сроки работ/поставки товара минимальные;
  • сроки оплаты максимальные.

В дальнейшем при исполнении контракта «своим» поставщиком — работа принимается точно в срок, экспертиза не привлекается, оплата производится в кратчайшие сроки.

В случае победы другого поставщика услуг/работ/товаров применяются «карательные» меры, а именно:

  • предъявляются завышенные требования к результатам работ;

  • пишутся претензии к срокам;

  • отказывают в приемке и оплате (причем даже без мотивации).

Это прежде всего отрицательно сказывается на качестве производства работ «своими» поставщиками, на развитии малого бизнеса, создающего рабочие места и пополняющего бюджет, на населении получающем не достаточно качественные услуги/работы/товары.

Следующее направление – завышенная цена.

2 

Здесь все очевидно невооружённым глазом – приобретая по завышенной цене товар заказчик получает «откат».

Следующее направление – сокрытие информации.

3 

В данном случае, сокрытие информации позволяет проводить спекулятивные операции с финансовыми средствами, в том числе и с выделяемыми из федерального бюджета. И выигрывать время с расчетом на русское «авось».

Нет информации- нет проверки, отчет перед вышестоящими органами на бумаге выглядит блестяще, как у студента отличника курсовая работа. В тоже время оснований для проверок нет, а плановые расписаны на пятилетку вперед и известны.

4 

Коррупция в государственных закупках приводит к колоссальным потерям:

  • Финансовые потери — заключение сделок на невыгодных для государства и общества условиях. В первую очередь, это завышение цен закупаемой продукции по сравнению с текущим рыночным уровнем.
  • Количественные потери-завышение или занижение объема поставляемых товаров/работ/услуг по сравнению с необходимым количеством, приобритение товаров/услуг для личного пользования ответственных чиновников, а не для удовлетворения государственных нужд.
  • Качественные потери-заключение сделок с нарушением требуемых технических условий, худшие условия гарантийного обслуживания, недостаточное требование по контролю качества.
  • Политические потери-ухудшение инвестиционного климата в стране, потеря доверия со стороны граждан к государственным структурам, нарушение принципов свободной конкуренции.

Какие методы предусмотрены законодательством к ликвидации подобных нарушений в помощь стандартным контролирующим органам?

Во избежание вышеперечисленных потерь, Государство предусмотрело возможность использования специализированной организации (СО) для Заказчика как инструмент предотвращения правонарушений и коррупционных действий.

Отдельная статья федерального закона от 05.04.2013г №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предоставляет государственным и муниципальным заказчикам  возможность привлечения специализированных организаций для снижения коррупционной составляющей и повышения эффективности проведения процедур закупок.

Что дает заказчику и в чем эффект для общества от привлечение специализированной организации?

Использование специализированной организации позволяет в любой момент получать для проведении закупки услуги неограниченного количества квалифицированных профессионалов в любых областях (строительство, поставка товаров пищевых/не пищевых, услуги и т.д.)  для грамотного составления документации, технического задания, описания результата работ, товаров, услуг.

Снижает количество жалоб в антимонопольные органы и обеспечивает минимально необходимое время при проведения закупки, улучшает качество исполнении контрактов в виду чётко и профессионально поставленных задач в документации.

Снижает количество арбитражных споров.

Исключает возможность реализации сговора между поставщиком и заказчиком, поддерживая здоровую конкурентную среду.

5 

При привлечении специальной организации технические моменты проведения закупки разделены между сотрудниками заказчика (которые могут напрямую зависеть от руководителя) и специализированной организацией, которая несет собственную ответственность за нарушения перед законом.

В данном случае, специализированная организация выступает в качестве механизма контроля определенных правил, снижающих риск возникновения коррупции, как независимый аудит проведения процедур.

6 

Вот пример использования специализированной организации в качестве эксперта для аналитическо-правовой оценки поступающих в ОНФ сигналов о нарушениях законодательства о закупках.

1

<

p style=»text-align: center;»>Спасибо за внимание. C полным текстом доклада Вы можете ознакомиться на сайте WWW.expert-kc.ru

Президент АНО «ЭкспертКонтрактЦентр» А.В. Стократов выступил с докладом на окружном Антикоррупционном форуме проекта ОБЩЕРОССИЙСКОГО НАРОДНОГО ФРОНТА «ЗА честные закупки», который состоялся 17 сентября 2015 года в г.Хабаровске
1 vote, 1.00 avg. rating (48% score)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *